Решение задач в общем виде.

Посмотреть все разделы.

      Недавно присутствовал на одной проверочной работе. Смотрю, ученик начинает делать работу с третьей задачи, пропустив первые две более простые. Ничего удивительного в этом не было бы, но физику он знает плохо и эту задачу точно не решит. Я решил поинтересоваться, почему он выбрал для решения именно эту сложную задачу. Ответ, честно говоря, меня поразил. Он решает ее потому, что в этой задаче больше цифр, а в других он не знает с чего начать.
      Первые две задачи не требовали получения численного ответа, решение должно было быть в общем виде. Тогда не требуется время на вычисление, нет возможности допустить вычислительную ошибку. Значит, решение получается более простым. Конечно для таких «горе решателей» как упомянутый мною студент, это оказывается еще сложнее. Но это потому, что физику они совсем не знают и решать любые задачи им еще рано.
      Решение задач в общем виде означает, что вы используете только формулы, не подставляя вместо букв цифры. Для этого, разумеется, надо знать физику, ну и уметь упрощать алгебраические выражения. Сокращение, деление, умножение дробей, это главное, что надо знать. Может пригодиться раскрытие скобок и вынесение общего множителя за скобки. Собственно, без знаний математики, научится решать задачи по физике не возможно. Это особенно должны усвоить те, кто постоянно ворчит на уроке по математики, возмущаясь: «Зачем это все придумали, кому-то делать нечего было, а мы теперь учи». Запомните, просто так никто ничего не придумывал. Математика развивалась из-за того, что она требовалась для применения в других областях науки и человеческой деятельности. Недостаток школьной программы в том, что она дается несколько обособленно от физики, химии и других точных наук. Поэтому и возникает ощущение, что придумали дроби, синусы, логарифмы, производные только для того, чтобы мучить детей в школе. Но вернемся к физике.
      Например, такая задача. Найти мощность двигателя, если при скорости 10 м/с он развивает силу тяги 100 Н.
      Решить эту задачу можно по формуле N=FV. Получается N=100*10=1000 (Вт). Но эту формулу не всегда дают в учебнике. Ее надо получить самому. И тут без решения в общем виде просто не обойтись. Начать надо с формулы N=A/t. Это следует из того, что в задаче надо найти мощность, для это есть только одна формула (есть и другие, но они не из механики). Значит, остается только A/t. А – это механическая работа, t – время. Вспоминаем, что А=FS. F- сила, S- пройденный путь. То, что мы на верном пути, косвенно указывает присутствие силы в условии задачи. Теперь надо подставить в первую формулу вместо A выражение FS. Не редко встречался с ситуацией, когда ученики не представляют, что значит подставить вместо буквы выражение. Это можно понять по этой картинке.

      Т.к. S/t это скорость, то вместо S/t можно написать V. Тогда получаем N=FV.


http://psi-na.ru/load/dumaet_li_sobaka/8